Школьная служба медиации
в МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина» Октябрьского района г. Саратова
Школьная служба медиации –это объединение участников образовательно-воспитательного процесса, направленное на оказание содействия в предотвращении и решении споров, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Цель школьной службы медиации в Лицее- формирование безопасной среды, где каждый участник образовательного процесса имеет право и возможность защищать и отстаивать свои интересы, признавая при этом за своим оппонентом равное право на такие же действия.
Медиация - это альтернативный способ урегулирования конфликтов при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор в школе– специалист, прошедший обучение по специальной программе призванный содействовать разрешению конфликтов между участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами). Медиатор не выступает ни на чьей стороне и не предлагает никаких вариантов решений. Медиатор помогает структурировать переговорный процесс, направляет и поддерживает участников, но не дает никаких советов и не влияет на содержательную сторону разрешения спора. Стороны спора сами вырабатывают решения, которые их устроят, и которые они потом будут исполнять.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Для оценки возможности проведения процедуры медиации следует исходить из двух обстоятельств:
- характер спора должен допускать несколько вариантов его решения, что позволит участниками менять свое решение без ущемления интересов;
- развитие конфликта не должно перейти грань, за которой оценке подлежит не сам спор, а личность противоположной стороны.
Таким образом, основным критерием выбора метода медиации является готовность сторон вести переговоры.
Школьная служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации Лицея, членов школьной службы медиации, родителей.
Школьная служба медиации принимает решение о возможности или невозможности применения метода медиации в каждом конкретном случае коллегиально, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируется администрация Лицея. Процедура медиации проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или другие формы работы.
В состав школьной службы медиации входят участники образовательного процесса МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина»:
- Руководитель школьной службы медиации – заместитель директора по воспитательной работе Урлапова С.А.
- Медиатор – педагог-психолог Зильбер Е.Ю. (обучение на базе ГАУ ДПО СОИРО по программе «Социально-психологические основы школьной службы медиации»: Удостоверение о повышении квалификации, №У002050, дата выдачи: 23.04.2018,108 часов)
- Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина» Тарасова Е.В.
- Социальный педагог Рыжова Т.Н.
- Волонтеры из числа обучающихся 9-11-х классов, обученные по программе элективного курса Е.П. Федотовой, А.В. Серякиной, Т.А. Маркиной «Введение в медиацию», в задачи которых входит: сбор информации медиативных споров среди обучающихся, просветительская и профилактическая работа среди участников образовательного процесса.
Правовые основы школьной службы медиации:
- Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)
- Указ Президента Российской Федерации от 01. 06. 2012-2017 годы»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период 2025 года»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»
- Приказ Минтруда России от 15.12.2014 г.№ 1041н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)
- Письмо Министерства образования и науки от 18.12.2015 г. № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»