Лицей оборудован по программе "Доступная среда"
"Доступная среда" - безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
С 2011 года в лицее действует муниципальный центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, главная цель которого - получение ребенком с ограниченными возможностями здоровья образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Доступная среда, включает в себя:
травмобезопасные перила и пандусы с нескользящим покрытием;
кресельный подъемник для инвалидов (для удобного и безопасного преодоления лестниц);
тактильную плитку и систему навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
наличие доступности санузла (поручни, адаптация проходов);
оборудованные места парковки для инвалидов;
специальные кнопки вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала.
На случай чрезвычайных ситуаций в помещениях предусмотрены системы световой сигнализации для учащихся инвалидов с нарушением слуха.
Информация о специальных условиях для обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в "МАОУ "Лицей №3 им. А.С. Пушкина" рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Организация образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в лицее осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
1. Специально оборудованнык учебные кабинеты для лиц с ОВЗ отсутствуют. Имеются в двух кабинетах начальной школы имеется по 1-му специально оборудованному рабочему месту для детей с нарушениями ОДА (Стол рабочий для инвалидов колясочников, регулируемый по высоте). Имеется оборудование - Опора для сидения - 1шт.
Опора для сидения помогает создать правильное, симметричное положение ребенка и удерживать равновесие в положении сидя, с помощью надежных креплений. Ребенок надежно фиксируется в области головы, груди, таза, голени и стоп. К сидению прилагается столик , прикрепляемый к подлокотникам. Опора установлена на колесах. Регулировка угла наклона спинки и подножия до 45 градусов.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка-заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и обращением в письменной форме родителей (законных представителей), в том числе на основе дистанционных образовательных технологий (при отсутствии противопоказаний для работы на компьюютере, подтвержденное мед.справкой).
2.Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — безбарьерная среда (имеются оборудованная стоянка, пандус, звонок для предупреждения охраны, при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо; имеется дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой
информации зрительной информацией, дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне).
3.В лицее созданы условия для организации горячего питания детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом возмещения части стоимости питания.
4.Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной информации (дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне). Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в лицее функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение обучающихся лицея осуществляется медработниками по договору с ГУЗ «СЦГДП». В лицееорганизовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
5. В лицее создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию учеников условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
— электронной почтой;
— локальной сетью;
— выходом в Интернет;
— функционирует официальный сайт школы, на котором имеется версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ имеются и применяются для детей обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (комплеты для обучающихся по категориям заболеваний используются учениками дома, а также в помещении мниципального центра).
6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — имеются.
7. Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствуют.
8. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих условиях.
Формы работы:
• Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
• Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
• Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
• Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
10. В лицее дествует МЦДО для детей инвалидов. Данный учвебный кабинет оборудован специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
- компьютеры;
- ч/б лазерный принтер;
- наушники, микрофон, колонки, специализированные кнопки (клавиатуры);
- комплекты инструмента для проведения лабораторных работ по физике, химии, биологии в том числе и микроскоп;
- комплект оборудования для слабовидящих детей (монитор брайля, увеличитель).
11. Общежитие, интернат в структуре лицея отсутствуют.